22.12.2008

HR vs Психология vs Бизнес



Уважаемые друзья и коллеги, выкладываю отрывок своей статьи, которая традиционно написана в рамках рубрики "Блог" журнала Обучение персонала, который уже со следующего года трансформируется в прекрасный HRMagazine.
В статье размышляется о некоторых аспекатх совместной жизни Психологии, Бизнеса и HR-практики.
На практическом форуме, который состоялся 5-6 ноября в рамках 2-й международной выставки по кадровому менеджменту Персонал EXPO, было проведено ток-шоу по теме «HR vs Психология vs Бизнес». В формате свободной дискуссии данная тема была инициирована бизнес-тренером Алексеем Светличным, и реализована при моем скромном участии. Мне кажется важным поделиться с читателем теми выводами, к которым мы пришли совместно с аудиторией. Но сперва о причинах побудивших нас вынести эту тему на публичное обсуждение.
Интерес к психологии со стороны бизнеса всегда был и есть неоднозначен. Точнее к психологии как таковой интерес есть всегда, а вот к людям ее представляющим – психологам, отношение весьма противоречивое. Осуществляя консалтинговую деятельность, при знакомстве с новым клиентом, мне часто приходится прорабатывать его негативное отношение к психологии, хотя, по сути, этот негатив всегда основывался на опыте столкновения с конкретными специалистами, с персоналиями.
***
В итоге дискуссии рекомендации психологам свелись к следующему. Помнить, что психология очень даже прикладная наука, и существует не только ради себя самой любимой, а призвана решать определенные задачи общества в целом и бизнеса в частности. Поэтому, приняв решение работать в коммерческой организации, психолог обязан следовать интересам этой организации, заботиться о достижении ее цели. Бизнес-адаптация большого числа психологов проходит сложно, и далеко не всегда успешно. Многие так и не могут понять и принять то, что в бизнес можно интегрировать ровно столько психологических знаний, сколько необходимо для достижения результата. Эффективно организованный бизнес отвергнет все лишнее, наносное, притянутое за уши. А в реальности, конкретному психологу иногда сложно отказаться от мечты иметь свой личный уютный кабинет для частных консультаций, вот многие и пытаются выстроить его в отдельно взятой организации.
***
Большой бизнес и HR-менеджеров, которые пришли не от психологии, мы тоже не оставим без рекомендаций ... Бизнесу полезно иметь своего человека в компании, который в состоянии компетентно отличить полезные психологические продукты от бесполезных и даже вредных. Ведь очень многое из того, что закупают сегодня организации на рынке консалтинга и тренинга имеет в своей основе психологические наработки. И не углубляясь в природу конкретного продукта, будь то тренинг или система тестов, бизнес рискует приобрести неполезный, некорректно работающий и даже вредный продукт. Без профессиональной экспертизы продукта решение будет принято на иррациональной основе. В сущности, Вы покупаете маркетинг-обещания продукта, и Вам сильно повезет, если хотя бы со временем сможете оценить его полезность. Оценивая любой психологический продукт, проясняйте его методологию, уходите от маркетинговых лозунгов и идите в суть продукта. Постарайтесь привлечь мнение независимого эксперта, хотя я прекрасно понимаю, как сложно его найти.
***

Комментариев нет: