02.08.2008

Отчаявшиеся домохозяйки



Публикую полную версию моей старой статьи для журнала Обучение персонала.
Оригинал статьи вышел в журнале
***
Каждая приличная девушка обязана до 21-го года выйти замуж। По крайней мере, такие слова мне раньше часто приходилось слышать от уважаемых людей в старой Одессе. Однако сегодня существенно меняется тон и вектор суждений о том, как должна поступать современная женщина и с какой степенью самоопределения. На витрине актуальных ценностей появляются новые модели женской идентичности и социальных отношений, и одна из наиболее интенсивно развивающихся моделей – это Бизнес-леди. Модель женской идентичности Бизнес-леди явно является трендовой и модной, но при этом остается психологически противоречивой и конфликтной для полного принятия как самой женщиной выбирающей таковую модель феминности, так и для общества.
***
На сегодняшний день украинские социологи [О।Кись] отмечают две устойчиво закрепившиеся модели женской идентификации в украинской культуре, которые получили образные имена Берегиня и Барби. Образ Берегини является достаточно традиционным и архаичным для всей славянской культуры, символизирует собой женщину-хранительницу. Прежде всего, хранительницу детей, домашнего очага и семейных традиций. Приоритеты отдаются качественному исполнению материнско-опекунских функций. Безусловно, сюда же относятся и функции хозяйки дома. Вот собственно и вся социальная нагрузка, которая отводиться Берегине. При этой модели феминности, функция обеспечения, добытчика, понятным образом традиционно распределяется на мужчину. Хотя в советской культуре, при той же нагрузке семейно-домашними хлопотами, поощрялась модель трудящейся матери. Правда, надо отдать должное, государство при этом многие аспекты воспитания и образования детей брало на себя. В рамках статьи нам важно отметить то, что социальная ценность Берегини состоит в самореализации женщины сугубо в рамках частно-семейной сферы, и практически ничего не требует от женщины в сфере общественно-экономической активности. Запомним этот вывод и перейдем к модели Барби.
***
Модель Барби – очень похожа на свой кукольный персонаж с таким же именем, образ жизни которой заключается в нарциссическом существовании красивой и дорогой куклы। Однако такая кукольная модель феминности требует соответствующих дорогого ухода, социальной среды и атрибутов, и в итоге сводится к поиску своего хозяина-мужчины, способного всё это обеспечить. Модель Барби также не предполагает общественно-экономической активности, она озабочена эгоцентрическими интересами, удовлетворяет которые благодаря опекунству со стороны мужчины. В своей психологической сущности Берегиня и Барби не так далеко ушли друг от друга, обе модели не требуют от себя социальной и профессиональной активности, обе не ориентированы на самообеспечение, обе находятся в выражено зависимом положении от успешности мужчины. И в представлении среднестатистического мужчины каждая Барби должна со временем трансформироваться в Берегиню. Социокультурная трансформация не останавливается ни на день и требует от женщин вырабатывать и принимать новые модели социальных отношений. И вот здесь мы подробнее остановимся на неоднозначности и конфликтности модели Бизнес-леди, или проще выражаясь деловой женщины.
***
Сразу предложу не смешивать понятия деловой женщины и феминистки, это далеко не одно и то же। Смотря с позиции гендерных стереотипов, женщина-предприниматель, также как и женщина-воин, это скорее феномен, чем тенденция. Стереотипно рассуждая, это кажется таким же неестественным, как и стопроцентный мужчина-домохозяин. Если женщина берет в руки оружие и идет на войну, то, скорее всего что-то вынуждает её так поступать. Наши установки как будто не позволяют нам поверить в естественное и самостоятельное стремление женщины к завоевательной войне или социально-экономической деятельности. Влияние такого рода установок приводит нас к следующей причинно-следственной зависимости – женщина, стремящаяся к успеху в бизнесе, скорее всего не обладает успехом в личной, семейной жизни. И в качестве яркого примера демонстрации и использования этого стереотипа нам сразу вспоминается главная героиня кинофильма «Служебный роман». Однако я не считаю установление такой зависимости повсеместно справедливым, хотя она и имеет место в отдельных случаях.
***
Опыт психологических наблюдений и исследований выборки деловых женщин, дает нам интересные зависимости। У активных деловых женщин, стремление к социальной и профессиональной самореализации зачастую базируется на частично неосознаваемом протесте против необходимости играть ортодоксальную роль женщины-Берегини. А сам отказ реализовываться исключительно по модели Берегини базируется на бессознательном протесте против навязываемого семейного/родительского сценария жизни. Объясняясь иначе, это означает, что социальная самореализация таких женщин строится не на идентификации с аналогичным поведением своих родителей, а скорее на антиидентификации с ролью социально пассивной матери, руководствуясь принципом «не хочу жить согласно правилам и традициям моих родителей». В сущности, это показывает нам, что современное поколение деловых женщин является первопроходцами постсоветского периода, которые через ломку своего характера ломают и общественное стереотипное восприятие ролевого диапазона женщины в социально-экономических отношениях. В таком случае модель феминности Бизнес-леди перестанет восприниматься как ущербная в какой-либо сфере жизни, и будет считаться самостоятельной и полноценной только со следующим поколением женщин, которые смогут при формировании своей личности идентифицироваться с социально активными и при этом успешными матерями.
***
Но это уже будет социальный эксперимент следующего поколения украинцев, и у него однозначно будут свои побочные эффекты. Ведь некоторые деловые женщины столь ярко смещают приоритеты в сторону бизнеса, что не смогут в полной мере дать своим детям других важных воспитательных элементов. И у следующего поколения всегда найдется повод протестовать против полученного ими семейного сценария жизни.

3 комментария:

B комментирует...

бред.

Евгений Пестерников комментирует...

Ого! Сколько возможностей для продуктивного диалога!
Мне целиком понятна Ваша позиция. И аргументы подобраны просто шикарно.
Спасибо.

Кстати, а как Вы думаете, о чем собственно статья?

ego999 комментирует...

модель феминности Бизнес-леди перестанет восприниматься как ущербная в какой-либо сфере жизни, и будет считаться самостоятельной и полноценной только со следующим поколением женщин, которые смогут при формировании своей личности идентифицироваться с социально активными и при этом успешными матерями. - вот это бред)))
Роль матери никогда не будет совместима с ролью Амазонки))). Это современный мужской взгляд на женскую функцию?))