03.09.2008

В поисках рецепта


Статья для журнала Обучение персонала.

«Единственный способ разбогатеть при помощи книги о том, как разбогатеть, это написать её самому…»

Кристофер Бакли, писатель-сатирик, редактор журнала «Forbes FYI Magazine»

Как много научной, псевдонаучной и откровенно популистской литературы мы ежегодно прочитываем в поисках рецептов повышения нашей личной успешности или эффективности своего отдела, компании. Что заставляет нас читать одного автора за другим, менять свои воззрения от книги к книге? Кови, Питерс, Киосаки, Друкер, кто из них нам ближе и полезнее? И да, кстати, в какие архивы слили старину Карнеги? Каждый из названных мною авторов входит в десятку самых популярных гуру менеджмента и духовно-личностного роста. Скорость написания и объемы продаж их книг уступают, пожалуй, только жизнеописаниям личностного роста героя романов Джоан РоулингГарри Поттера.

Популярность таких бизнес-иделологов достаточно объективна, она либо есть, либо её нет. Их книги либо покупают, либо нет; семинары посещают, либо нет. Упомянутых здесь авторов покупают, и еще как. Конечно Дейл Карнеги сейчас уже не в том фаворе, в каком прибывал в 90-е годы. В те времена книга Карнеги стала одними из первых западных откровений, о том, как надо умело строить коммуникацию с другими людьми и достигать успеха. Однако на нашей почве она не прижилась и достаточно быстро потеряла вес у продвинутых читателей. Приемы и техники, которыми делился Дейл, очень плохо работали с нашими людьми. На отечественных предприятиях проводился ряд экспериментов, повторяющих рекомендации Карнеги, и в результате, реакции персонала были иногда в точности противоположны тем, которые нам обещала книга. Все-таки культуру и ментальность нельзя сбрасывать со счетов. Да и название главной книги Карнеги нельзя назвать удачным, «Как завоевать друзей…». Сдается мне, что глагол «завоевать» негативно связывается в нашем восприятии с представлениями о дружбе. Возможно, американцам свойственно «завоевывать» своих друзей. Они вот успешно «завоевали» друзей в Ираке, и продолжают их «завоевывать» по всему среднему Востоку. Но наши люди видимо классифицировали подходы Карнеги как манипулятивные и даже лицемерные, не приняли мы такой честности и откровенности Дейла.

Следующие поколения западных бизнес-идеологов было уже предусмотрительнее, и писали свои книги более экологично и универсально. Однако, для того, чтобы написать революционную для бизнеса книгу, мало быть просто умным, надо быть и достаточно дерзким. Надо бросить вызов уже признанным гуру и их парадигмам. Объявить прежние концепции несостоятельными. Надо найти и обосновать что-нибудь отличное от существующих мнений, и умело показать, что за этим будущее. Наши следующие герои яркий тому пример.

Например, Р.Киосаки атаковал традиционную систему образования, введя постулат, утверждающий, что для того, чтобы быть богатым совсем не обязательно быть отличником в учебе. По его убеждению принципы традиционного образования не способствуют развитию предпринимательского и инвестиционного таланта, а наоборот притупляют его. И я даже склонен с ним согласиться, и у нас среди предпринимателей не так много академических отличников. Зато из отличников часто получаются хорошие наемные менеджеры со степенью MBA.

Т. Питерс своей первой книгой «В поисках совершенства», в полной мере сам того не осознавая, развернул широкомасштабную идеологическую войну против господствующей в то время индустриальной, тяжеловесной и бюрократической концепции менеджмента, признанным авторитетом которой считался П. Друкер. Тотальному контролю и бюрократии Питерс противопоставил клентоориентированность, гибкость решений, творческую свободу сотрудников и поощрение активности и инициатив. Трудно утверждать, что Питерс первым задал такой курс, но ясно то, что он стал одним из самых ярких его идеологов и популяризаторов. В сущности концепции ему не противоречат и другие популярные персоны, такие как Ричард Брэнсон со своей книгой «К черту все! Берись и делай!» и два молодых шведских профессора с трудно произносимыми фамилиями, которые добротно нашумели своей чудной во всех отношениях книгой «Бизнес в стиле фанк». Именно эту когорту вольнодумцев мы должны сегодня благодарить за появление таких понятий, как «Я-бренд» или «Бренд личности». Причем их книги способны побудить стремление к «Я-бренду» практически в каждом, кто рискнул их читать. В результате имеем яркую тенденцию среди молодого трудоспособного населения, которое стремится к творческой самореализации в бизнесе, требует к себе персонального внимания и ожидает систематического роста своих доходов. Вроде бы все хорошо, но вот я признаюсь, что не представляю себе, как Т. Питерс, осознавая контекст ситуации, будет читать свои лекции миллионам простых китайцев, которые от рассвета до заката обрабатывают чайные плантации. Или рассказывать о создании «Я-бренда» тысячам украинских шахтеров, ежедневно спускающимся в угольные шахты. С другой стороны, ему этот конфликт мировоззрений пока не грозит, он ведь не выступает бесплатно, а ребята с плантаций и шахт не смогут себе позволить оплатить участие в семинаре Т. Питерса.

Примерно в одно время с Т. Питерсом развивался еще один мудрец современности — Стивен Кови. Направленность работ С. Кови более личностно ориентирована, он прежде всего учит принципам повышения собственной эффективности. И мне очень близка ковианская концепция о взаимозависимости как о зрелой форме осознания субъектных отношений. На мой взгляд, Кови по своему стилю ближе к заботливому, последовательному наставнику. В то время как Питерс скорее бунтарь-провокатор. Хотя в сущности Кови и Питерс не противоречат друг другу, они, как это принято говорить, просто пишут о разном и по-разному. Кстати, занимательно, что в различных рейтингах популярности мне не удалось наблюдать Кови и Питерса в сравнении друг с другом, источник либо прославляет одного, либо исключительно другого. Интересно, а ведь, наверное, между маркетинговыми отделами Кови и Питерса идет неслабая войнушка за умы читателей.

Многие западные авторы «литературы богатства и успеха», на мой взгляд, излишне увлекаются фольклорностью повествования, книги наполнены массой примеров из жизни друзей, родственников, коллег, клиентов. Конечно, можно понять авторов, все эти рассказы наполняют страницы будущих книг и создают объем и вес произведения, а также добавляют эмоциональности и простоты в научные догматы. Да, американцы превосходно научились даже из сложных, почти научных книг делать комиксы, доступные пониманию каждого. Это «вдохновляющее чтиво» по всему миру находит своих читателей и почитателей. От себя хочется оставить следующие рекомендации. «Семь навыков…" С. Кови будет полезна тем, кто готов плотно заняться самоменеджментом. Руководителям и интересующимся проблемами организационного развития рекомендую все книги Ицхака Адизеса, а также известный бестселлер Джима Коллинза «От хорошего к великому». А вот Т. Питерс, Р. Брэнсон, К. Нордстрем — это отличная порция вдохновения в дополнение к утреннему кофе. Главное, постарайтесь не расплескать порцию вдохновения, пока будете добираться в офис.

Комментариев нет: