27.02.2008

Харизма. Как наращивать и укреплять.

Вышла в свет моя очередная статья написанная для журнал "Обучение персонала"

Первый раз статья была опубликована в журнале Обучение персонала, №2/2008 г.

Мистическая Харизма. Как много о тебе говорят и пишут, как сильно тебя хотят измерить, как страстно хотят тобой обладать. Редкие избранные люди в родстве с тобой с самого рождения, многие обрели дружбу с тобой в ходе жизни, но ещё большее количество только неодолимо желает заманить тебя в свою жизнь. Ещё бы, ведь говорят, что обладая тобой можно достичь всего чего пожелаешь. Что же такое харизма, как она связана с лидерством, бывает ли лидерство без харизмы и харизма вне лидерства, и как это всё связано с обаянием?

В поисках ответов на эти вопросы написано много работ, научных и не очень. Одним из наиболее плодотворных исследователей феномена харизмы принято считать немецкого социолога М.Вебера, концепция которого считается классической, но при этом не признается неоспоримой. Существует более пятидесяти дефиниций слова «харизма». На мой взгляд, будет более полезно выделить общее в существующих определениях, чем искать принципиальные различия. Итак, харизма – это феномен, характерный для социальных групп и заключающийся в иррациональном восприятии отдельной личности как исключительной, наделенной сверхъестественными или, по меньшей мере, специфическими силами и свойствами, не доступными другим людям. При этом окружение такой исключительной личности готово всецело довериться её решениям и безоговорочно им следовать. Способности такого лидера мистифицируются, абсурдные утверждения воспринимаются последователями как непостижимая истина. Зачастую наделяя его миссией избавителя от «ударов судьбы» или революционера прокладывающего «новый путь».

Давайте возьмем из данного описания самую суть, у нас останется добровольная готовность быть под влиянием харизмата, основанная на иррациональной убежденности в его исключительности. Или на языке результата, харизма – влияние на людей, осуществляемое непостижимым для сознания, иррациональным образом. Конечно, в наше время циничного капитализма и атеизма отношение к харизме как к Богом данному дару встречается в ничтожно малом проценте. Феномен харизмы стал технологичным, контролируемым и искусственно создаваемым. Но остается по-прежнему трудно измеримым, яркая харизма это не электрическая лампочка, её приборами не замерить.

Для простоты восприятия предлагаю харизматичного лидера в дальнейшем называть вождём, а идущую за лидером группу – племенем. Надеюсь читатель самостоятельно догадается спроецировать образ вождя на менеджера, а образ племени на вверенный менеджеру коллектив. Итак, что может делать вождь для наращивания своей харизмы? Наиболее используемые, как было указано выше, две модели, «революционер», ведущий к светлому будущему и сильный заботливый «отец», оберегающий от невзгод. Будет разумным задействовать оба тактических хода, в зависимости от ситуации и уровня зрелости членов племени. Чем ниже уровень зрелости племени, чем меньше в племени индивидуальных амбиций, чем больше племя хочет остаться на достигнутом уровне благосостояния – тем лучше работает модель «заботливого отца». И соответственно наоборот. Пожалуй, одна из самых приоритетных способностей, которая должна быть у настоящего вождя – это способность решать неразрешимые проблемы, причем, что очень важно, непонятным для всего остального племени образом. В истории много таких примеров, то чаны с водой на свадьбе в вино превратит, то море по сторонам разведет, образуя сухой проход для племени. Без таких необъяснимых фокусов харизму не укрепить. Но то, как вождь эту проблему решил, должно оставаться секретом, иначе нимб харизмы спадёт. Однако харизме нельзя давать расслабляться, она не дается раз и навсегда, и имеет привычку увядать со временем. Из этого следует, что у вождя всегда должно быть время и место для подвига.

Племя подчиняется до тех пор, пока вождь способен доказывать свою исключительность. Оказывается, законы групповой динамики таковы, что если в племени длительный период времени всё спокойно и все довольны, то степень влияния вождя на массы будет снижаться. Настоящий вождь-харизмат такого никогда не допустит. Выход прост, если племени не угрожает реальный кризис, то его необходимо создать искусственно. Наилучшие примеры такого тактического хода находятся в политике, но приводить мы их не будем по причине свежести ран на теле нашей страны. Приведем для примера нейтральный и безопасный образ из кино. Картина Мела Гибсона «Апокалипсис», сцена, когда жрецы осознанно используют период затмения солнца с целью напугать своё племя угрозой конца света. Племя в панике, прощаются с семьями, но вдруг чудо, жрецы принесли жертвы Богам, повели руками и развели тучи, солнце снова обогрело племя. Аналогичным образом может действовать и вождь современного бизнес-племени. Например, организовать симуляцию рейдерской атаки на племя, или инспекцию налоговой службы. И в нужный момент, на белом коне, порешать все вопросы и снять угрозу. Главное, чтобы соплеменники оставались в догадках, как же он такой талантливый и всемогущий так быстро всё нейтрализовал. Несомненно, настоящему вождю нужны жрецы. Это ближайший круг доверенных лиц, которые как раз знают, как устроены все фокусы и помогают вождю.
Я осознанно не затрагиваю саму личность вождя-харизмата, его особенности, черты характера, так как эта тема на сегодняшний день кажется неисчерпаемой и слабо осязаемой. На мой взгляд, добавлять в феномен харизмы еще одно неоднозначное понятие – обаяние, можно, но не всегда необходимо. Быть обаятельным для харизмата не критично, без этого можно обойтись. В обаянии ключевыми факторами выступают комфорт и безопасность общения, приправленные родственным чувством юмора. А сущность харизмы – влияние, и ради него обаяние может быть откинуто далеко при невыгодности в конкретной ситуации.

Существует ли лидерство вне харизмы, на мой взгляд - да. Существует ли харизма без лидерства – нет. Кстати, в словаре Microsoft Word нет слова «харизма», он весьма удачно предлагает заменить его на слово «царизм».

Комментариев нет: