20.06.2008

Студент платит дважды


«А теперь забудь всё, чему тебя учили в институте, и слушай меня сюда» -
стандартное приветствие новичка наставником.


На днях стал невольным свидетелем следующего разговора. За соседним столиком в кафе сидели две студентки. Одна студентка говорит: - «Через неделю сессия. Всю зарплату придется на неё выложить, баксов пятьсот уйдет». На что подруга ей отвечает вопросом: - «Слушай, а ты вообще хоть понимаешь, ты эти бабки обратно отобьешь? Оно того стоит?». И далее они продолжили дискуссию о том, чей же ВУЗ хуже и кто из них больше страдает.

Тема, затронутая этими двумя студентками, вернула меня в мысли крутившиеся в моей голове несколькими месяцами ранее, в тот период, когда меня пригласили провести цикл практических семинаров по психодиагностике для студентов одного киевского, достаточно престижного коммерческого ВУЗа. Сразу оговорюсь, что пригласили меня в частном порядке, по инициативе одного преподавателя, и мои семинары не входили в базовый курс обучения. Поразили меня два факта, причем поразили контрастно, один порадовал, другой огорчил. Порадовал меня потенциал самих студентов, приятно было видеть столь пытливых, жаждущих знаний, думающих молодых людей. Они практически мгновенно усваивали информацию, устанавливали верные причинно-следственные связи между изучаемыми сущностями, «плели нить» самостоятельных выводов. Я был очень доволен их динамикой и качеством усвоения информации. Огорчен же я был тем фактом, что многое из того, что нам приходилось прояснять и изучать в ходе семинара, вообще то я ожидал уже увидеть в их багаже знаний, все-таки студенты четвертого и пятого курса очного отделения. Оказалось, что их этому просто не учили. Справедливости ради надо отметить, что самих студентов осознание этого факта также привело в недовольство. И в них самих созрел вопрос, который передался и мне – так что же студент получает в ВУЗе, и за что заплатил деньги.

На сегодняшний день уже очевидно, что собственное образование является таким же инвестиционным проектом, как и любой бизнес. И сегодняшняя молодежь хочет понимать насколько оправданно вложение денег в приобретение профессии. Будет ли актуален спрос на приобретенную профессию сегодня и завтра. И самое главное – как понять и кто гарантирует, что полученные знания и навыки это именно то, что требует сегодня бизнес.

Еще в 19-м веке, один из самых прославленных ректоров Гарвардского университета Чарльз Уильям Элиот определил бессменную политику университета так – сочетание дисциплин в университетском курсе должно определяться актуальными потребностями общества. Но в обществе, которое управляется принципами капитализма, основным заказчиком на знания и умения является бизнес. Частные университеты вынужденные бороться и искать достойное финансирование, следуют запросам, которые устанавливают различные фонды, бизнес-корпорации или отдельные спонсоры. И совершенно нормальным является то, что крупная корпорация, которая может себе это позволить, берет шефство и финансирует образовательное учреждение или отдельно взятый факультет, который переписывает учебный курс под требования спонсирующей корпорации. Но при этом практически гарантированно выпускает именно таких специалистов, которые требуются бизнесу.

А что сегодня происходит у нас. Учебные программы большинства государственных ВУЗов до сих пор пронизаны запросами и стандартами того бизнеса, который принадлежал единственной бизнес-корпорации нашего прошлого – государству «СССР». Но и вновь организованные коммерческие ВУЗы пошли поверхностным путем. Они, понимая тенденции развития рынка, видя повышенный спрос работодателей на определенных специалистов, с легкостью открывают новомодные факультеты и кафедры, но при этом не всегда обеспечивают учебную программу достойным содержанием и преподавателями. В итоге мы зачастую встречаем ситуацию, в которой курс маркетинга ведет преподаватель, который до этого 20 лет своей практики вел курс по истории КПСС. Хочу быть правильно понятым, я ничего не имею против конкретного педагога, возможно он превосходный учитель по призванию и хороший человек по жизни, но чего он достиг в области маркетинга, что он может дать практического, где он возьмет живую информацию с бизнес-полей, каким опытом он поделится.

Активно развивающийся рынок бизнес-образования в некоторой степени компенсирует нехватку практических знаний в ВУЗах страны. Но у студентов остается актуальным раздражающий вопрос – почему я должен платить дважды? И кроме денег вкладывать пять лет своей жизни в слабо потребное образование. А что теряет за эти пять лет бизнес? На мой взгляд, бизнес упускает возможность активно влиять на формирование ценностных установок и культуру профессионализма сегодняшних студентов, которые завтра станут сотрудниками различных компаний. Ведь именно в период студенчества закрепляются основные индивидуальные установки, представления, ожидания, стандарты качества деятельности относительно труда и будущей профессиональной реализации. Так зачем нам потом переучивать, может найти возможности сразу учить так, как это необходимо? Зачем мы ищем и отбираем сотрудников, которые соответствуют нашим корпоративным ценностям, ведь мы можем влиять еще в студенчестве на формирование необходимых нам ценностей.

Инициативу в налаживании таких взаимоотношений должен проявить бизнес. Корпорации должны осознавать, что именно они определяют спрос на молодых специалистов. Поэтому бизнес должен идти в ВУЗы, на кафедры и в ПТУ, и формулировать свой запрос. В обмен предлагая финансирование, своих практикующих специалистов для ведения альтернативных курсов и факультативов, и гарантию трудоустройства для лучших выпускников. Бизнес не должен ждать пока Министерство образования проснется, стряхнет пыль с глаз и начнет действительно заботиться о будущем.

***
Оригинал статьи был опубикован в №5/2008 журнала Обучение персонала.

1 комментарий:

философ комментирует...

А рассмотрите эту ситуацию с обучением со стороны ВУЗа. Учеба стала тоже бизнесом. Учат всех и за такие большие деньги, а специалистов выходит кот наплакал. Сейчас тенденция учить что престижно, но пройдет время, старые кадру вымрут на которых держится общество, и что будут делать бухгалтера, экономисты и менеджеры без электриков, сварщиков и сантехников? Тоже вымрут. Кран заменить в квартире всякий может, а кто будет работать на очистке воды в крупных городах, например? Уже 10 лет там не было новых лиц.